Специалист на вес золота!
КАК ЭТО БЫЛО
Мы продолжаем на страницах «НВ» рассказывать о ветеранах Великой Отечественной войны. Судьба каждого – неповторима и является для каждого из нас примером мужества, стойкости и героизма. В числе тех, кто приближал Победу – Юлий Маркович КАМИНСКИЙ, уроженец Днепропетровска. О его жизненном пути можно написать отдельную книгу, так много событий прошло перед его глазами, так много пришлось ему пережить
Ему всегда было о чем рассказать. Например, о том, как нелегок был у него путь к высшему образованию и как незадолго до начала Великой Отечественной войны успел он всетаки завершить учебу в Харьковском институте механизации сельского хозяйства. Как стал Юлий Маркович инженером-механизатором, хорошо разбиравшимся в достаточно новой для нашей страны технике – тракторах и автомобилях. Такие специалисты были тогда на вес золота! – Когда началась война, – рассказывал наш герой, – меня уже в июле призвали в армию. Ожидал, что сразу отправят на фронт, на передовую, в огонь и дым сражений. Однако меня назначили командиром авторемонтного взвода и помощником по технической части командира роты 773-го автомобильного батальона. Да, шла «война моторов». Фашисты имели множество современных танков и самолетов, тягачей и автомобилей. У нас же, особенно с тягачами и автомобилями, было посложнее. Тем более что в боях техника не только погибала, но и сильно повреждалась. Надо было срочно вводить ее в боевой строй. Вот именно этим и занимались подчиненные Каминского Вместе с ним они срочно эвакуировали поврежденную технику и старались как можно быстрее и как можно качественнее приводить ее в порядок. А работы такой было много. Сначала в полях под Москвой, потом под Смоленском. Позднее, когда служил Юлий Маркович в автотранспортном батальоне 11-й гвардейской армии, – на просторах Белоруссии, Литвы, Восточной Пруссии. Ведь главной задачей было снабжать артиллеристов боеприпасами и решать при этом технические проблемы. Но работа работой, а в ходе войны все чаще и чаще автомобилисты взаимодействовали с танкистами, не раз помогая им противостоять фаустникам: военные водители брали в руки автоматы и винтовки. Удивительно, но за все это время Каминского миновали пули и осколки – ни одной раны, ни одной царапины! Только в Белоруссии, под Думиничами, настигла его беда. Был он тогда далеко от переднего края, в глубине обороны, и надо же – нашел его случайный снаряд. Грохнул он под тремя березками, за которыми и спрятался лейтенант Юлий Маркович. Бойца, который стоял с ним рядом, убило наповал. А его только контузило. Правда, недолго пролежал он в медсанбате. Прибежали его подчиненные со словами: «Нам нужен «наш мозг!». Так в обиходе звали лейтенанта инженеры-бойцы за его высокую техническую грамотность. Его знания в тот раз срочно потребовались, так как активно готовилась Восточно-Прусская операция, резко участились рейсы автомашин за боеприпасами, а бензина не хватало. У большинства машин ЗИС-5 постоянно засорялись хитрые приспособления – жиклеры – и в такие моменты получался большой расход бензина. Надо было срочно что-то придумать. И ведь придумал Юлий Маркович! Он нашел способ заузить отверстия жиклеров, и расход топлива сразу снизился… Своими изобретениями, рационализаторскими предложениями и усовершенствованиями Каминский не раз выручал командование в сложных условиях. Еще одно серьезное испытание выпало на его долю в апреле сорок пятого года во время штурма Кенигсберга. Накануне завершения боев в часть прибыл начальник автотранспортной службы 11-й гвардейской армии. – Надо думать о том, что будет после войны! – озадачил он своих автомобилистов. – У немцев есть немало хороших, но для нас пока мало знакомых дизельных автомашин. Особенно двадцатитонных грузовиков. Надо хотя бы несколько таких машин нам заполучить! О том, как подчиненные Каминского справились с этим заданием, рассказал сам Юлий Маркович. – Прибыл я со своим взводом в район нынешнего штаба Балтийского флота. Там в соседнем здании располагалась немецкая тюрьма, а во дворе, как нам стало известно, стояло несколько именно таких машин – «бюссингов». Только подойти к ним было невозможно: из окон тюрьмы строчили пулеметы и автоматы. Как выдворить оттуда неприятеля, придумал рядовой Чинов. Он соорудил некое приспособление, с помощью которого граната Ф-1 точно влетела в окно, из которого шел непрерывный огонь. Из здания сразу выскочили раненые и оглушенные взрывом немцы… Так очередное задание командования было выполнено! Юлий Маркович был награжден боевыми наградами – орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией» После войны, сменив боевую вахту на трудовую, ветеран долгие годы работал в народном хозяйстве, был преподавателем в вузах Калининграда, много занимался патриотическим воспитанием молодежи. Уважаемые жители, если вы хотите рассказать об удивительной жизни и героических поступках ваших родных и близких, то присылайте нам информацию на электронную почту nvremia@mail.ru или звоните по телефону 8 (40151) 3-12-82. Подготовила Татьяна ДУРНОВА Фото из архива редакции
Последние новости
|