Подписаться на электронную версию газеты (в формате pdf, включая приложение "Официальный вестник") можно, отправив письмо на nvremia@mail.ru или позвонив по тел. 8 (40151) 3-12-82

Антон АЛИХАНОВ: с 2015-го мечтал создать в Калининградской области «царство разума» и подчинить все железной логике

25 августа 2017
Антон АЛИХАНОВ: с 2015-го мечтал создать в Калининградской области «царство разума» и подчинить все железной логике
 
НАШИ ИНТЕРВЬЮ
Два года назад, в августе 2015-го года одним из вице-премьеров правительства области был назначен Антон Алиханов. Мало кто мог предположить тогда, какой дальнейший карьерный рост его ожидает. Год назад, в августе 2016-го Алиханов возглавил областное правительство, а с октября прошлого года исполняет и обязанности главы региона. О своих впечатлениях от работы в правительстве, команде, которую сформировал, и результатах, которых удалось достичь, Антон Андреевич рассказал журналисту Василию Масальскому

- Что вас волнует больше всего? 

- Это дороги, здравоохранение и ЖКХ. Можно в любой последовательности выставлять, но мы в любом случае понимаем, что это самые волнующие нас, калининградцев, вещи. Что касается дорог: мы попали в федеральную программу «Безопасные и качественной дороги». Приложили массу усилий, чтобы нас в эту программу включили. По ней в этом году получили 625 миллионов, в следующем году почти  миллиард рублей. Вся программа рассчитана до 2025 года. Я думаю, что многие уже успели оценить ремонт, который произошел на Московском проспекте и Калинина, Емельянова, Невского. Собственно, во время недавнего визита Виталия Мутко, он спросил: «А с дорогой то что?». И мы решили Невского включить в эту программу для того, чтобы нашу замечательную дорогу – приморское кольцо продлить и в город, чтобы качество было не хуже. В этом году начинаем  строить дорогу на Чкаловск. Так что сделали большое дело,  включились в программу с 7-летней перспективой, которая улучшит качество дорог минимум в западной  части всей области. 

Что касается ЖКХ – тут есть целый набор проблем, которые надо решать очень быстро. Системные меры – это программа «Чистая вода». Мы уже знаем, где нужно поставить станцию обезжелезивания, как организовать водоподготовку, водоочистку, где какие поменять трубы, потому что на востоке области совсем плохая ситуация с водой. В августе открываем в Советске новую котельную. Она сделает тепло более дешевым для города – это очень серьезный результат. Завершили эпопею и подписали концессию о газификации и создании газовых котельных в Балтийске. Понятное дело, что очень многих беспокоит качество управляющих компаний, то, как они распоряжаются деньгами.  Сейчас с этим вопросом активно работает наше министерство по региональному контролю и надзору, есть уже ряд решений: будем принимать механизм дисквалификации директоров некоторых компаний. А наше министерство по строительству и ЖКХ,  по моему поручению создает единый расчетный центр и автоматическую систему расчетов, - чтобы исключить возможность злоупотребления средствами собственников жилья. Цель, чтобы никто не крутил деньги на счетах в банках, и все шло на оплату ресурсоснабжающим организациям. 

- Развитие медицинской системы это выбранный вами приоритет?

- Это потребность людей практически по всей области. Требуются новые отделения в больницах Гусева, Балтийска, в Советске вообще нет нормального медицинского центра, даже в областном центре дефицит больничных корпусов и поликлиник. Так что этот приоритет в работе правительства продиктован не мной, все эти задачи нам поставила жизнь. 

- А некоторые остались от предшественников, как онкоцентр? 

- Можно и так сказать, хотя для нашего правительства сегодня задача не открытие такого центра, а создание системы онкопомощи, где центр - это венец. Первый шаг мы уже сделали, заканчивается перепроектирование. Я с удивлением читаю комментарии, относительно того, что вот мы его в два раза срезали. Ничего подобного! Если на миллион населения в онкоцентре нужно 200 коек, не нужно закладывать 300. Оттого, что мы потратим в разы больше денег, качество помощи не улучшится и ничего хорошего не будет. Может и крамольную мысль выскажу, но мы должны думать о тех, кто живет здесь, а не грезить пациентами из других регионов или стран. 

- А как же впечатляющие масштабы? 

- Впечатлять должны результаты работы центра – количество конкретных пациентов, которым помогут, а не нули в суммах выделенных средств и количество оборудования, которое закуплено. Хотя меня лично масштабы нынешнего проекта радуют - не выбыло ни одного функционального направления, мы проектируем полноценный центр диагностики и лечения онкологических заболеваний. Из  резервного фонда правительства РФ выделено 350 миллионов для того чтобы мы смогли начать строить этот центр в этом году. Общий объем финансирования  определяется в 4,5 миллиарда рублей. Мы начинаем в ближайшее время, я думаю, что мы его за два следующих года закончим. После онкоцентра одна из основных задач – это строительство медицинского центра в Советске.

- А что касается тех людей, кто там будет работать? С учетом того, какое количество специалистов потребуется, какое время нужно для того чтобы этих специалистов обучить, есть понимание откуда они возьмутся?

- Да. У нас уже прошла серия обсуждений с министром, Александром Юрьевичем Кравченко, с общественным советом при Минздраве, с ассоциациями пациентов, профессиональным сообществом, с общественностью. Они обсуждали программу закрепления медицинских кадров в Калининградской области, которую я поручил им разрабатывать. Мы уже за последние месяцы выдали квартиры – более 50 врачам, совершенно разных профилей, педиатрам и различным другим специалистам. Александр Юрьевич прекрасно понимает, знает, каких врачей, по каким специальностям нам не хватает, какой потенциал выпуска в БФУ, в нашем мединституте.  Со следующего года мы планируем начать программу поддержки врачей, более широкую, чем она представлена у нас сейчас. Специалист, желающий переехать, условно говоря, из Красноярска, Новосибирска к нам работать, должен четко будет понимать, на что он имеет право претендовать, на что он может рассчитывать.

- А  что с поликлиниками? 

- Конечно, поликлиник не хватает, особенно в Калининграде. И здесь уже тоже есть ряд конкретных решений. Например, так же парковка на Суздальской, которая после ЧМ будет застраиваться жилыми домами. Мы договорились, что 1500 м2 застройщик отдает нам под поликлинику – это уже подписанные документ – это обязательство его перед нами. Это пример той новой политики, которую мы провозгласили – социальной ответственности бизнеса, в первую очередь застройщиков перед людьми, которые покупают жилье. Они должны думать, не только о количестве квадратных метров, но и том, какую социальную среду они создают. Какими они делают наши города и условия жизни. 

- А есть конкретные примеры простых и быстрых решений, которые были приняты? 

- Да, например проект «бережливая поликлиника», сначала нам помогали коллеги из Росатома, Минздрава федерального. А теперь, начав с двух поликлиник в городе, мы научились делать всё сами. И получив эту компетенцию, мы переносим ее самостоятельно на другие поликлиники, не только в Калининграде, но и в других городах области. И много денег на это не тратится, зачастую средства находятся внутри самих учреждений, внутри больниц. Это гораздо удобнее для пациентов, сокращает количество их пребывания в этих учреждениях, улучшает логистику, делает простой систему записи, сокращает очереди в поликлиниках.

- А почему с Центром женского здоровья не получилось так же быстро и просто?

- Да, действительно, «Центр женского здоровья» стал не таким быстрым, как мы бы хотели. К слову, больше 3 человек лишилось работы из-за того, что не могли эффективно быстро в те сроки, которые мы ставили реализовать этот проект. Но даже в этой ситуации есть плюсы, - мы выявили серьезные проблемы в системе закупок медицинской техники, и теперь понимаем, что там сконцентрирован огромный ресурс для экономии денежных средств, которые мы можем направлять на развитие медицинской системы. И ещё «Центр женского здоровья» показал тот огромный спрос со стороны наших женщин на эти услуги, - значит они думают о профилактике, о состоянии своего здоровья, на мой взгляд, это несомненный успех. Поэтому мы приняли решение открыть подобный центр в Черняховске, уже даже часть оборудования закуплено и для него. И это тоже, на мой взгляд, системная работа. Попробовали, получилось, используем опыт дальше. 

- А что со школами? 

- В сентябре мы будем открывать школу в Гурьевске. Даже не хочу говорить, чего мне стоило получить 750 млн рублей федеральных денег. Это было очень сложно, нервно, малоприятно. То, что 1 сентября гурьевская школа откроет двери для учеников — заслуга моя и моей команды.  Был также спасен Педагогический  институт. Он структурно вошел в  БФУ им. Канта. Его филиал появится в Черняховске и обеспечит сохранение преемственности педагогического образования в области. В результате студенты, которые сейчас учатся в муниципальном педагогическом  институте, получат диплом федерального университета. 

- А что еще?

Я все-таки надеюсь закончить эпопею с индустриальными парками. Мы, конечно, увидим настоящие новые предприятия на этих площадках. Да, решение по «стакану», — и вообще попытки навести порядок в архитектуре и застройке — я мог бы назвать в ряду достижений. Ну, и, конечно же, закон об особом статусе Калининградской области, он уже в финальной стадии и сомнений нет, что он заработает. Это такой институциональный новый контур, который создает для нас новую рамку для бизнеса и дает набор дополнительных льгот и преференций, которые мы себе просили.

Стоит сказать о ликвидации свалки в поселке им. А. А. Космодемьянского. Мы получили деньги на рекультивацию свалки в Косме. Мы закроем вопрос с золоотвалом «Дарита», вопрос, который десятилетиями не мог решиться. Мы наводим порядок по вопросам леса и янтаря.  Но если сравнивать ситуацию сейчас и два года назад — это небо и земля. Сейчас есть биржа, торгово-сбытовая политика и аукционы… Очень большой путь пройден.

- Антон Андреевич, а почему вы не заявили какого-то собственного мега-проекта, «имиджевого» так сказать? Что-нибудь наподобие Янтарь-холла или Приморского кольца… чтобы можно было сказать, вот это придумал и сделал я! 

- «Храброво» открыл я. Сколько там народу его придумывало, промолчу, но факт остается фактом, новый терминал запустили при Алиханове. Сейчас, когда речь про новый аэропорт, одна часть будет говорить: «А ты причем?», а другая говорить: «Ну так он же плохой». Значит, для первых -  я не буду рассказывать все, что я и мои подчиненные сделали для того, чтобы это случилось и была запущена первая очередь этого комплекса. Сделали мы очень много, поверьте. Последние два дня перед выдачей заключения о соответствии я провел практически в этом здании, ходили, смотрели, выверяли, общались постоянно, в том числе и с федеральными чиновниками. Аэропорт это вполне себе результат, и если кто-то считает, что это не результат, пусть вспомнит - сколько его делали… если это ещё возможно вспомнить. Почти лет 10 уже как «КД Авиа» кануло в лету, а сколько до этого разговоров было. 

- Как бы вы оценили систему управления, которая сложилась в Калининградской области. Насколько её можно назвать эффективной, как выстроены взаимоотношения с главами муниципальных образований? Ваша оценка, когда вы эту систему узнали и активно используете?

- Я вам честно скажу, были муниципалитеты, мятежные, тот же Балтийск, но мы смогли найти взаимопонимание с местной элитой. Отдельное спасибо за это правоохранительным органам, которые активно вмешались в процесс, когда начался откровенный распил прибрежной земли, откровенное нарушение закона, и эти пресловутые общественные слушания, на которых происходил настоящий бедлам. Сумели договориться, поставить ситуацию на паузу, ввести туда внешнего управляющего, Сергея Викторовича Мельникова, который сейчас ситуацию берет под свой контроль, в качестве утвержденного главы администрации. Муниципалитеты разной степени силы, конечно, тянется шлейф еще с момента, когда была двухуровневая система, когда плодилось огромное количество сельских поселений, в каждом отдельные аппараты и отдельные муниципальные предприятия, огромное количество преднамеренных банкротств этих МУПов, долгов, с которыми теперь нам приходится разбираться. Вообще Калининградская область — это регион с самым большим муниципальным долгом на Северо-Западе России. Такого объема муниципального долга нет больше нигде и это огромное ограничение для нас. Например, возможности занимать на рынке, нет у Калининграда,  город закредитован под самую завязку. Ситуация очень сложная. 

- А это от главы муниципалитета зависит? Как вам, кстати, с ними работается?

- Отдельные главы сильные, справляются, правильно себя ведут, и в информационном поле, и в смысле общения с гражданами, отдельные главы явно не дотягивают…Некоторые из уже бывших глав, находились в перманентном конфликте со всеми, звучал постоянно минор, и мне приходилось выступать арбитром. Честно говоря, такая роль надоедает, то есть если ты глава администрации муниципалитета, ты не должен постоянно бегать к губернатору, если у тебя постоянная перманентная разборка со всеми, это неправильно. Ну и я честно скажу, что тот курс, который мы взяли относительно наведения порядка, искоренения всяких коррупционных схем и так далее, может быть кому-то не нравится. Но это их проблемы…

- То есть если ты берешь взятки, рано или поздно это закончится? 

- Да. Вы знаете, у меня был такой короткий разговор недавно. Меня спрашивают: «Антон Андреевич, почему вы не уволили вот этого человека раньше, вот вы наверняка понимали?». Я ему ответил: «Ты знаешь, я понимал, что он коррупционер, этот человек был предупрежден, что мы знаем и понимаем, чем он занимается, и мы его предупреждаем либо он увольняется, либо перестает заниматься тем, чем занимался. Мне очень хочется, чтобы люди понесли ответственность, потому что они делали годами эти вещи. И я считаю, что правильно такого человека посадить. Если он не понимает, что жизнь изменилась, и не перестроился, то он должен сесть, а не со всем ворованным уйти куда-то вдаль»…

- Ну а что касается возможностей у губернатора, их хватает для того чтобы здесь, в Калининградской области это стало правилом? 

- Это такой вопрос из разряда надо ли бороться со злом. Конечно надо, можно ли его окончательно победить это другой вопрос.

- А как вы реагируете на такой подход жителей области, «я пробьюсь к губернатору и он решит мой вопрос», вместо того чтобы этот вопрос решить самостоятельно, или на местном уровне?

- Вы знаете, это показатель того отношения, которое у нас сформировалось у людей к муниципальной власти, к части региональной власти. Я очень часто выезжаю в муниципалитеты и сталкиваюсь с тем, что в 99 процентах случаев те вопросы, которые мне задают, это исключительно вопросы, которые можно обсудить с главой администрации муниципалитета, которому по силам решить всё на месте. И, конечно, меня это очень сильно настораживает, это означает, что глава администрации не является человеком доступным; даже если он доступен, и выслушал, не проникся проблемой и не начал ее решать...

-…занятые люди.

- Ну, если у меня есть время пообщаться, то и у них должно быть время на разговор с человеком.

- А понимаете, почему сюда так много людей переезжают жить?

- Понимаю

- Почему?

- Во-первых, здесь очень красиво. Во-вторых, здесь хороший, мягкий климат. В-третьих, тут центр Европы, отсюда можно легко добраться куда угодно, здесь море и еще много очень факторов, которые привлекают в Калининград. Я как-то общался с Натальей Зубаревич, известным экономистом-регионалистом, мы с ней смотрели тренды миграционные в целом по России, она говорит: «Чтобы вы не делали, у вас все равно в смысле миграции все будет хорошо». 

- Вот по поводу команды, можно сформулировать ваши требования к команде Алиханова? 

- Давайте начнем с того, что команда менялась и определенные изменения продолжаются. Это происходило и месяц спустя после моего назначения на исполнение обязанностей, и два месяца, и три, - кто-то приходил, кто-то уходил. Изначальный посыл был такой: я, не получив каких-то подтверждений нечестности, нечистоплотности, коррупции и еще чего-то, людей не увольняю. Многие ждали от меня «суперзачистки» кадров за неделю, чтобы упиваться кровью уволенных. Я сразу предпочел абстрагироваться от этих ожиданий и постоянных «советов», историй из прошлого, и сконцентрироваться на эффективности работы, на какой-то конкретике. Потому что количество желающих использовать наветы, плести интриги на политической поляне в Калининградской области очень велико. Если было понимание, что человек неэффективен, с ним жестко разговаривал и давал какое-то время исправиться, если он или она этого не делали, то мы расставались. Но, конечно, по мере того как подтверждалась информация относительно нечистоплотных или коррупционных каких-то вещей, я избавлялся от людей.

- А что касается задач и целей лично для себя, вы как их формулировали? 

- Вы знаете, я видел главную задачу так: создать «царство разума» и уйти от каких-то непрозрачных вещей, все подчинить железной логике, четким эффективным решениям, понятным, быстрым, и если говорить о технократизме, минимальными ресурсами достигать максимального результата. Собственно суть политэкономии в этом. Другое дело, что конечно все оказалось все гораздо сложнее - для губернатора это совершенно другой набор факторов и критериев, которые более динамичны, более разноплановые, - приходится учитывать какие-то политические аспекты.

 



Последние новости
 
Выходим на прямое общение

Дорогие читатели, редакция «НВ» хочет знать ваше мнение о происходящих в округе событиях и живущих здесь людях. 

Если вам понравилась какая-то статья или вы можете дополнительно рассказать о том, что написано в «НВ», - сообщайте нам об этом. А может быть, вы стали очевидцем какого-то события и хотите поделиться своей новостью? Или знакомы с интересными земляками?

Поделитесь с нами своей информацией, и мы опубликуем ее в газете и в социальных сетях, указав ваше авторство. Присылайте нам свои тексты, фото- и видеоматериалы на editornv@mail.ru. Авторы лучших материалов поощряются!

 





 





 
 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

       Мы в ВК  Мы в GOOGLE +  Мы в Twitter МЫ в YouTube Мы в FACEBOOK