Мошенники оплатили покупку моей картой
Случается, что доступ к банковскому счету оказывается в чужих руках. Прежде всего это может произойти из-за кражи или утери банковской карты. Не всегда мы быстро обнаруживаем пропажу, и нередко только сообщение о совершенных платежах позволяет понять, что карта в руках злоумышленника. Как могло случиться, что при использовании карты без знания ПИН-кода оплата прошла успешно, можно ли вернуть деньги и как себя обезопасить, в интервью Банки.ру рассказала эксперт проекта моифинансы.рф Ольга ДАЙНЕКО
В ряде случаев ПИН-код для оплаты действительно не требуется. При бесконтактной оплате картой покупок или услуг до 1000 рублей через платежный терминал (POS-терминал/ эквайринговый терминал) введение ПИН-кода не требуется. Такими привычными уже нам всем терминалами оборудовано большинство торговых точек. Однако случается, что проходит оплата и более крупных приобретений без дополнительного введения ПИН-кода. Ряд платежных устройств позволяют оплатить сумму до 3 тысяч рублей всего лишь приложив карту. Порог для обязательного использования ПИН-кода устанавливается платежной системой и носит рекомендательный характер. Например, у платежной системы «Мир» и Visa максимальный порог — 3 тысячи рублей. Банк-эквайер (который обслуживает отдельно взятую точку продаж) вправе устанавливать свой лимит в рамках рекомендованного порога, поэтому в разных местах требования по сумме с запросом ПИН-кода могут различаться. ИНСТРУКЦИЯ НА СЛУЧАЙ ЧП Если по банковской карте отобразились расходные операции или попытки их совершить (оплата в торговой точке или в интернет-магазине), нужно действовать максимально быстро: — заблокировать карту (через банковское приложение, через звонок в банк по номеру горячей линии, указанному на официальном сайте финансовой организации, через чат мобильного банковского приложения или обратиться в офис банка лично). Нужно сообщить о случившемся и о том, что данную покупку вы не совершали; — в течение 24 часов обратиться в банк с заявлением о возврате списанных средств, а также необходимо обратиться с заявлением по факту кражи денежных средств в полицию. ВЕРНЕТ ЛИ БАНК ДЕНЬГИ? Возможность возврата денег будет зависеть от того, были ли данные карты скомпрометированы (переданы третьим лицам) и от того, действительно ли операция совершена без участия клиента. Банк по заявлению инициирует расследование: оценит место и характер платежей, способ оплаты и был ли использован ПИН-код или одноразовый пароль из СМС. Каждая ситуация решается индивидуально. Если держателю карты удастся доказать, что средства были потрачены без его участия, а обращение в банк было подано вовремя (в течение 24 часов), деньги вернут. Доказать неучастие в оплате с карты можно как записями с видеокамер в точках продаж, так и доказательствами присутствия в момент оплаты в другом месте. Если при использовании карты злоумышленником был использован ПИН-код, одноразовый пароль из СМС или через мобильное приложение клиента считан QRкод для оплаты, в возврате с большой вероятностью будет отказано. ГАРАНТИРОВАННО БАНК ОБЯЗАН ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ ТОЛЬКО В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:
Можно снизить ущерб при краже денег, руководствуясь следующими правилами: — внимательно контролировать операции по счету и читать все информационные сообщения из банка. При нестабильном интернете pushуведомления могут запаздывать, поэтому в ряде случаев удобнее использовать СМС-информирование; — в банковском приложении можно установить дневной лимит на расходные операции — это не позволит злоумышленнику потратить больше лимита; — большинство современных банковских карт поддерживают протокол 3D-Secure (функция, позволяющая требовать дополнительное подтверждение расходной операции). О возможности и способе подключения этой функции нужно узнавать в банке, выпустившем карту. Особенно это актуально при совершении оплаты в интернете, когда для совершения платежа будет недостаточно только самого пластика и кода безопасности с ее оборотной стороны — потребуется ввести одноразовый пароль из СМС; — нельзя хранить карту в чехле мобильного телефона, нельзя держать ПИН-код совместно с картой — все это повышает риск кражи средств со счета при утрате карты совместно с ПИН-кодом или девайсом. И, конечно, никогда никому не передавайте сообщения из банковских уведомлений, ПИН-код, коды безопасности (CVC/CVV) и иную персональную и банковскую информацию. Тщательно проверяйте все сообщения о списании денег со счета, блокировке карты — возможно, это мошенники, маскирующиеся под сотрудников финансового учреждения. Нужно помнить, что банк никогда не запрашивает коды/пароли, не требует перевести средства на другой счет. Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация – по телефону горячей линии по вопросам финансовой грамотности 8-800-555-85-39 (звонок бесплатный) или на сайте fingram39.ru
Последние новости
|