Подписаться на электронную версию газеты (в формате pdf, включая приложение "Официальный вестник") можно, отправив письмо на nvremia@mail.ru или позвонив по тел. 8 (40151) 3-12-82

В Гурьевском районе проживают удивительные люди - езиды.

10 декабря 2009
 

А что мы о них знаем? Да, почитай, ничего!

Когда спрашиваешь: «Кто такие езиды?», то в лучшем случае скажут, что у них что-то там связано с солнцем. Причем изза их армянских фамилий люди и думают, что это такие армяне, только с другой религией! На самом деле езиды – это один из древнейших народов на земле, со своей самобытной историей, религией и культурой.

Из глубины веков

Родиной езидов является Верхняя Месопотамия – часть современных Ирака и Турции, сами же они считаются прямыми потомками не кого-нибудь, а древних вавилонян. Поэтому история и религия езидов (или как они сами себя называют, эзидов) насчитывает более пяти тысяч лет.

Своего государственного образования езиды никогда не имели и издревле были гонимы. Особенно тяжело им пришлось после начала распространения ислама. И несмотря на то, что езиды вместе с другими народами Междуречья оказывали захватчикам ожесточенное сопротивление, силы были неравны. Их истребляли, религию запрещали. Поэтому неписаный статус беженцев был присущ езидам веками. Спасение пришло, откуда не ждали: в начале XIX века в результате череды русско-турецких войн езиды, проживавшие в Ванской, Эрзерумской и Карской областях Турции, оказались в составе России и добровольно приняли российское подданство. Вторая волна эмиграции многострадального народа в соседнюю империю пришлась на конец XIX века.

Первая мировая война прервала четыре десятилетия спокойной жизни в России: в результате поражений русских войск на Южном фронте земли, населенные езидами, вновь отошли к Турции. Ну а в 1915 году езиды разделили участь армян, подвергшихся турецкому геноциду.

Новейшая история

После революции 1917 года многие езидские семьи бежали уже в Советскую Россию и осели на территории современной Армении. Другие остались в Турции или переместились в Сирию, Ирак и т.д.

В Армении жизнь езидов постепенно стала входить в мирное русло. Они занялись животноводством. Многие представители этого народа даже занимали ответственные посты в руководстве республики. Долго был известен один езид – детский врач, профессор, к которому маленьких пациентов
везли со всей страны.

Развал Союза принес езидам новые испытания: у Армении начались проблемы с Азербайджаном, а за ними – и боевые действия. Много бед принесло и сильнейшее землетрясение 1988 года. И снова надо было искать убежища и спокойной жизни для себя и своих детей – уже в постсоветской России. Одна семья – Мстоянов - первой в 1989 году переехала Калининградскую область, обосновавшись в Гурьевском районе. За ними потянулись другие – Тамояны, Садояны, Амадяны…

Восток на Западе

- У нас один родственник в то время учился в Калининградской Школе милиции, вот и позвал нас сюда жить, - рассказывает Мамед Мстоян, один из первых езидов, перебравшихся на гурьевскую землю. – Потом уже переехали другие семьи, и сейчас по области живет больше ста человек. Хотя до сих пор в Армении остались и друзья, и родственники.

С янтарным краем семью

Мстоянов связывает и еще один примечательный факт: дед жены Мамеда освобождал Восточную Пруссию во время Великой Отечественной и погиб где-то в этих местах.

Да и более молодое поколение местных езидов никогда не бегало от службы в армии. Сам Мамед служил еще в советское время в подмосковном Дмитрове. Весной этого года ряды уже Российской армии пополнил еще один молодой родственник Мамеда - Эдгар Садоян.

На территории района езиды сейчас компактно проживают в Храбровском и Добринском поселениях. Разводят овец, занимаются бизнесом. А еще они издавна очень любят спорт – бокс, вольную борьбу, плавание. Например, юный борец Рашид Тамоян уже имеет много побед на престижных турнирах.

Святой обычай старины…

Свою религию езиды пронесли через все исторические катаклизмы почти в первозданном виде. И, конечно же, как уже многие догадываются, главный объект поклонения – небесное светило.

- Солнце – это все, - говорит Мамед Мстоян. – От него все исходит.

Ну и, разумеется, как и во всякой религии, у езидов очень много праздников. Среди них - три самых важных.

Праздник Айд Эзид приходится на определенную пятницу декабря. Ему предшествует строжайший трехдневный пост - рожие, когда до захода солнца нельзя ни есть, ни пить, ни курить. А уже в пятницу начинается собственно праздничное гуляние – айд.

Февральский праздник, которому тоже предшествует трехдневный рожие, – день Хадр Наби, покровителя влюбленных (езиды сравнивают его с православным Георгием Победоносцем, так как он также ездит на мифическом коне). В день празднования молодежь съедает соленые лепешки, чтобы увидеть во сне своего суженого.

На мартовский праздник

Клоч в домах езидов пекут пирог – кулич и закладывают туда монетку. На восходе солнца хозяйка дома режет кулич, и кому достанется денежка, тому в
предстоящем году будет удача либо богатство.

У езидов есть и свой объект паломничества, находящийся в Северном Ираке, – Лалеш Нурани. Каждый езид должен хоть раз в жизни посетить его.

- Мы пока не ездили, - говорит Мамед. – Все некогда: сельское хозяйство – это тяжелый труд, требующий круглосуточного внимания. Но надо, конечно, съездить. А в церковь ходим. В Армении ходили в армянскую, здесь – в православную, свечки ставим.

И свечки, и платки

Как мы видим, помимо своих обычаев, езиды одновременно сохраняют и традиции тех, с кем долгое время жили бок о бок, – армян и мусульман.

- Еда у нас такая же, как у армян, – хаш, шашлык, люля-кебаб, - отмечает Мамед. – А вот свинину не едим, как и мусульмане. Хотя многие из молодых уже едят. Как и у христиан, у нас одна жена, но женщины носят платки или хотя бы повязку на голове, как в исламе, и дома едят за отдельным столом.

А вот что у езидов эксклюзивно, так это кастовое устройство общества. К примеру, священнослужителем может стать только родившийся в семье священнослужителя, вступать в брак - только представители одной и той же касты. В каждой касте у духовного лидера хранится святыня – оджах, небольшое блюдо со священным текстом, завернутое в особую ткань (у гурьевских езидов таких святынь - четыре). Оджах, по мнению езидов, имеет лечебные свойства: например, исцеляет психически больных людей.

И еще одно на протяжении веков остается неизменным – язык.

- Езидский язык очень похож на фарси – персидский, - рассказывает Мамед Мстоян. – Ну как русский с украинским. Но письменность не сохранилась, поэтому по-езидски пишут русскими буквами – кириллицей (только четыре буквы добавлено). Мы говорим и на армянском, и писать, и читать умеем.

Вот такой это интересный народ – езиды. К сожалению, мы, выражаясь словами классика, ленивы и нелюбопытны и до сих пор не знаем своей собственной истории. Что уж говорить об обычаях и традициях маленького народа, который, несмотря на все вековые испытания, сумел сохранить свой облик и самобытность. А это, знаете ли, дорогого стоит.

Ольга ВОРОНИНА

 



Последние новости
 
Выходим на прямое общение

Дорогие читатели, редакция «НВ» хочет знать ваше мнение о происходящих в округе событиях и живущих здесь людях. 

Если вам понравилась какая-то статья или вы можете дополнительно рассказать о том, что написано в «НВ», - сообщайте нам об этом. А может быть, вы стали очевидцем какого-то события и хотите поделиться своей новостью? Или знакомы с интересными земляками?

Поделитесь с нами своей информацией, и мы опубликуем ее в газете и в социальных сетях, указав ваше авторство. Присылайте нам свои тексты, фото- и видеоматериалы на editornv@mail.ru. Авторы лучших материалов поощряются!

 





 





 
 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

       Мы в ВК  Мы в GOOGLE +  Мы в Twitter МЫ в YouTube Мы в FACEBOOK