Подписаться на электронную версию газеты (в формате pdf, включая приложение "Официальный вестник") можно, отправив письмо на nvremia@mail.ru или позвонив по тел. 8 (40151) 3-12-82

Не многих мучает вопрос - почему налог возрос?

7 ноября 2009
 
Более 15 лет граждане Российской Федерации, имеющие в собственности недвижимость, уплачивают налог на имущество физических лиц
Не являются исключением собственники недвижимого имущества, расположенного на территории Гурьевского муниципального района.

Не смотря на столь долгий период существования в муниципалитете налог на имущество физических лиц (далее – налог) на имущество физических лиц стал «притчей во языцех». Ситуация понятна, ведь он затрагивает интересы более 13 тыс. граждан, а это практически четверть населения Гурьевского района.

Установленный федеральным законодательством (Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц») порядок налогообложения прост. Однако результат налогообложения - сумма налога, которую обязан уплатить налогоплательщик - вызывает у некоторых граждан один вопрос: «Что повлияло на столь существенный рост налога за 2008 год?».

Тому три причины.

Во-первых, изменилась суммарная инвентаризационная стоимость имущества.

Во-вторых, переход ставки налога из одной группы в другую.

В-третьих, изменение с 2008 года порядка применения налоговой ставки по имуществу, находящемуся в долевой и(или) в совместной собственности.

Рассмотрим первую составляющую – суммарная инвентаризационная стоимость имущества, которая является налоговой базой при исчислении налога на имущество физических лиц. Как она изменялась в последние годы?

В период с 2005 по 2008 годы согласно решениям Гурьевского Совета депутатов при расчете налога к суммарной инвентаризационной стоимости применялись следующие повышающие коэффициенты оценки строений:

Значение коэффициента пересчета оценки строений
 (к уровню цен 1969 года)
2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.
12222235

Такая практика применения повышающих коэффициентов пересчета оценки строений используется во всех муниципальных образованиях региона. Отметим, что в Гурьевском муниципальном районе уровень этих коэффициентов не самый высокий. Так, например, на 2008 год максимальный размер коэффициента 50 был установлен в Городском округе «Город Калининград»; в Светловском городском округе он принят равным 40, в Балтийском и Советском городских округах, как в Гурьевском – 35.

Таким образом, в 2008 году в Гурьевском городском округе вследствие изменения коэффициентов пересчета оценки строений, действующих в 2007 году, налоговая база (суммарная инвентаризационная стоимость) выросла в 1,6 раза. Почему же у некоторых граждан налог увеличился в 5-10 раз?

Рассмотрим вторую составляющую - ставка налога.

В период с 2005 по 2008 годы на территории Гурьевского района действовали одинаковые ставки налога на имущество физических лиц (приведены ниже):

Суммарная
инвентаризационная
стоимость имущества
Группа
ставок
Ставка
налога
До 300 тыс. рублей
От 300 тыс. рублей
до 500 тыс. рублей
Свыше 500 тыс. рублей
1
2

3
0,1%
0,3%

2,0%

В результате увеличения в 2008 году налоговой базы в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом из-за перехода налоговой ставки из одной группы в другую только у двух категорий налогоплательщиков произошел существенный рост налога.

Так, у первой категории при стоимости имущества в 2007 году 188-300 тыс. рублей ставка налога в 2008 году выросла в 3 раза (с 0,1% до 0,3%), и вместо ранее уплачиваемой годовой суммы налога 189 - 300 руб., сумма налога, подлежащая уплате в 2008 году, составила 900 - 1 400 рублей.

У второй категории при стоимости имущества в 2007 году -  314-500 тыс. рублей ставка налога в 2008 году выросла в 6,7 раза (с 0,3% до 2%), и вместо ранее уплачиваемой годовой суммы налога 943 – 1 500 руб., сумма налога, подлежащая уплате в 2008 году, составила 10 - 15 тыс. рублей.

Стоит отметить, что количество налогоплательщиков, попавших в эти две категории, не велико и составляет лишь чуть более 100 жителей района, или  0,8% от общей численности плательщиков налога на имущество физических лиц.

Теперь рассмотрим третью составляющую. Она распространяется только на имущество, находящееся в долевой и (или) общей совместной собственности.

В соответствии с письмом Минфина России от 21.04.2008 года № 03-05-04-01/19 по указанному имуществу изменена методика определения налоговой ставки. Так, до 2008 года она определялась исходя из инвентаризационной стоимости доли строения, с 1 января 2008 года - исходя из инвентаризационной стоимости всего строения (как единого объекта учета). Данное решение Минфина РФ также увеличивает размер налога.

Сравним сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком - собственником 1/2 доли дома за 2007 и за 2008 годы.

2007 год: инвентаризационная стоимость дома составляет 500 000 руб.; инвентаризационная стоимость 1/2 доли дома составляет 250 000 руб.; ставка налога исходя из стоимости доли 0,1%; сумма налога – 250 рублей (500 000 х 0,1 % х 1/2).

2008 год: инвентаризационная стоимость дома (с учетом К 35) составляет 800 000 руб.; ставка налога исходя из стоимости дома 2 %; сумма налога 8 000 рублей (800 000 х 2% х 1/2).

Во исполнение требований Министерства финансов РФ налоговые органы обязаны применять новый порядок, начиная с 1 января 2008 года. За прошлые налоговые периоды перерасчеты налоговых обязательств производится не будут.

С 2009 года, т.е. с момента образования поселений, налог на имущество физических лиц на территории Гурьевского муниципального района, является одним из немногочисленных налоговых доходов, участвующих в формировании доходной части бюджетов поселений, которые в условиях экономического кризиса оказались в еще более затруднительном положении, чем личные бюджеты граждан.

Но, несмотря на дефицит бюджетов поселений, на ближайших сессиях поселковых Советов в связи с многочисленными обращениями граждан планируется рассмотреть вопрос о снижении на 2010 год максимально установленную ранее ставку налога на имущество физических лиц с 2 процентов до 1 процента.

В общем, поселениям придется изыскивать резервы, но в каких направлениях?

Одно из них – увеличение поступлений от налога на имущество физических лиц за счет увеличения количества собственников жилья, в первую очередь – за счет собственников вновь построенных индивидуальных жилых домов.

Широко известна проблема ввода в эксплуатацию вновь возведенных строений. Одни граждане просто не торопятся это делать – налог платить не надо, так как не оформлено право собственности. А другие, наоборот, рады бы сдать в эксплуатацию «домик в деревне», да бюрократические проволочки мешают пополнять доходы местного бюджета.

И с теми и с другими администрации Гурьевского муниципального района и восьми поселений будут работать.

Обладателей построенных домов, не стремящихся получать свидетельства о собственности, придется понуждать делать это в незамедлительном порядке с применением установленных действующим законодательством санкций.

Процедура ввода в эксплуатацию новых строений достаточно длительная по времени. Кроме того, в виду участия помимо органов Администрации Гурьевского муниципального района и поселений еще множества иных структур, ей не подчиненных, процесс ввода, просто говоря, «обрастает» бюрократическими издержками и проволочками. Поэтому задача непосредственно Администрации Гурьевского муниципального района - предоставлять данную услугу, сокращая временные затраты граждан в рамках действующего законодательства.

И последнее. Все мы - граждане и представители исполнительной власти муниципалитетов района - осознаем, что рост доходной части местных бюджетов находится в прямой зависимости от уровня исполнительской дисциплины налогоплательщиков, в том числе и дисциплины плательщиков налога на имущество физических лиц. Иными словами рост доходной части местных бюджетов находится в прямой зависимости от количества добросовестных налогоплательщиков. И все мы должны понимать, что обязательства перед бюджетом в данной ситуации имеют не только налогоплательщики, но и муниципальная власть. Первые обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги, вторые - создавать благоприятные условия для деятельности добросовестных налогоплательщиков и увеличения их количества.

С вопросами, возникающими у граждан по тематике статьи, можно обращаться в Управление экономического развития по телефону: 8 (40151) 3-03-03. Администрации Гурьевского муниципального района.

 



Последние новости
 
Выходим на прямое общение

Дорогие читатели, редакция «НВ» хочет знать ваше мнение о происходящих в округе событиях и живущих здесь людях. 

Если вам понравилась какая-то статья или вы можете дополнительно рассказать о том, что написано в «НВ», - сообщайте нам об этом. А может быть, вы стали очевидцем какого-то события и хотите поделиться своей новостью? Или знакомы с интересными земляками?

Поделитесь с нами своей информацией, и мы опубликуем ее в газете и в социальных сетях, указав ваше авторство. Присылайте нам свои тексты, фото- и видеоматериалы на editornv@mail.ru. Авторы лучших материалов поощряются!

 





 





 
 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

       Мы в ВК  Мы в GOOGLE +  Мы в Twitter МЫ в YouTube Мы в FACEBOOK