Кусочек штоллена под бокал глинтвейна...
Как отмечали Новый год и Рождество в Восточной ПруссииБыло ли у доорденских пруссов что-либо подобное этим праздникам – доподлинно неизвестно. Другое дело – Пруссия тевтонская или посттевтонская. К моменту завоевания этих земель в середине XIII века в Европе уже широко внедрился Юлианский календарь, по которому новый год начинался 1 января. Однако до середины XVI века в Германии начало года приходилось на 25 декабря - то есть Рождество Христово. И только с введением в Пруссии в 1810 году Григорианского календаря эти две даты в календаре были окончательно разграничены.Кнутом и пряникомМало кто знает, но в ночь с 5 на 6 декабря в Восточной Пруссии издавна, с 1555 года, отмечали еще один, первый, рождественский праздник – День святого Николауса. В старых церковных записях можно прочесть: «Перед днем святого Николауса матери держат наготове подарки и розги для своих детей».По традиции святой Николаус приносил детям орехи, сухофрукты и сладкий хлеб, выпекаемый по особому рецепту с добавлением сушеной груши. Малыши для подарков выставляли за дверь начищенные ботинки или сапоги – чтобы волшебный старик ненароком не прошел мимо. Правда, это касалось только послушных детей! Кто весь прошедший год не слушался родителей, должен по поверью получить вместо сладостей розги. Рождество - семейный праздникНадо сразу отметить, что жители Восточной Пруссии совершенно по-разному отмечали Рождество 25 декабря и Новый год 1 января.Четыре предрождественских недели были традиционно временем затишья, возвращения в дом, к семье, временем ожидания и радости, затмеваемым только поиском подарков для своих ближних. В Восточной Пруссии существовал особый народный промысел - изготовление рождественских украшений из соломки, так называемых «соломенных корон», «рождественских звезд» и «зимних пирамид». Витрины лавок и магазинов были красиво украшены, а «Текстильхаус» (ныне это «Вестер» на Ленинском проспекте в Калининграде), который принадлежал братьям Зиберт, был еще и украшен рисунками со сказочными сюжетами. В ночь на Рождество (в Сочельник) жизнь повсюду замирала, закрывались рождественские ярмарки. Все собирались за столом вместе с семьей. В Сочельник зажигались по очереди четыре свечи на заранее приготовленном и нарядно украшенном венке, на стол выставлялись блюда из рыбы, а непосредственно в Рождество обязательным кушаньем являлся жареный гусь с капустой и клецками. Хозяйка подавала свой фирменный «штоллен» - дрожжевой кекс с пряностями, изюмом, цукатами и прочими вкусностями... Звучали молитвы, поздравления, песни... Кульминацией в канун Рождества для многих семей была и остается рождественская служба в полночь. Невозможно представить Рождество и без раздачи подарков. Веселый Новый годПоследующую затем рождественскую неделю даже называли «пятым временем года»: устраивались ярмарки, карнавал. Люди пили горячий глинтвейн, ели, пели, танцевали прямо на городских площадях или в центре маленьких поселков.А вот Новый год кенигсбергжцы и жители окрестностей встречали не в кругу семьи, а в веселой компании. С 1650 года музыканты Кенигсбергского замка и города Кенигсберга сводились в один большой оркестр. Он шествовал по улицам города и исполнял различные хоралы, из которых наиболее популярным был «С высот небес». И горожане, и приезжие, да и сами оркестранты получали от этого зрелища неописуемое удовольствие. Елка и ВайнахтсманнВ том виде, в каком нам знакома рождественская ель, - украшенная игрушками, мишурой, яблоками, орехами, сладостями, освещенная свечами, - явление сравнительно молодое. В Восточной Пруссии она появилась в XVIII веке. Хотя термин «рождественское дерево» в том или ином значении встречается еще двумя веками ранее.Распространение елки в Восточной Пруссии, как и в других немецких землях, первоначально шло в городах и, прежде всего, - в высших слоях общества. В сельских районах елку на Рождество не наряжали. Под влиянием города ее стали устраивать сначала в сельских школах, а затем и в крестьянских домах. Первые елочные базары были отмечены близ Кенигсберга в 1807 году. А первая рождественская открытка пришла в Восточную Пруссию из Англии накануне – в конце XVIII века. Немецкий коллега нашего Деда Мороза Вайнахтсманн «вырос» из все того же святого Николауса. Внешне он очень похож на американского Санта Клауса, но ездит, в отличие от «американца», на ослике. Дети по всей Восточной Пруссии в Сочельник заранее либо ставили на столы блюда, либо вешали на каминную полку большие вязаные носки - для подарков, а в башмачки клали сено, чтобы ослик мог подкрепиться, пока Вайнахтсманн эти подарки раскладывает. После Великой Отечественной войны все, что связано с Рождеством, на землях бывшей части Восточной Пруссии, естественно, было официально запрещено. Даже упоминание этого слова - «Рождество» - могло иметь серьезные последствия. Советские люди должны были отмечать только Новый год! Ольга ВОРОНИНА
Последние новости
|